ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ
В результате многолетних исследований доказана роль вирусов семейства Herpesviridae IV, V и VI типов в структуре различной патологии у детей (при инфекционном мононуклеозе (ИМ), поражении ЦНС, синдроме длительного субфебрилитета, синдроме васкулита, гепатитах и др.).ИМ — полиэтиологическое заболевание, связанное с вирусом Эпштейна-Барр (EBV), цитомегаловирусом (CMV) и вирусом герпеса человека 6 типа (HHV6), протекающее в вариантах моно- (58%) и микстинфекции в различных сочетаниях герпесвирусов (42%). Клинические проявления ИМ типичны и не зависят от этиологии. При CMV и HHV6 ИМ реакция на гетерофильные антитела всегда отрицательная. Маркеры герпесвирусных инфекций были выявлены у 87% детей, наблюдаемых с неврологической патологией. Дети с такими диагнозами, как судорожный синдром, эпилепсия, нейропатия нуждаются в комплексном обследовании с применением современных методов (ИФА, НРИФ, ПЦР) выявления маркеров активной репликации вирусов семейства герпесов, с акцентом на выявление HHV6. В 44% случаев была доказана роль активной герпесвирусной инфекции в этиологии длительных субфебрилитетов у детей, при этом смешанные формы (78%) преобладали над моноинфекцией (22%). Для выявления активных форм герпесвирусной инфекции имеет значение обнаружение маркеров репликации вируса. Для EBV — это ДНК вируса в крови, мазке с миндалин и слюне, антигены полной сборки EBV в лимфоцитах крови, антитела к капсидному антигену (VCA) классов IgM и IgG, IgG — к раннему (EA) антигену. При CMV-инфекции — антигены полной сборки вируса (рр65 и рр72) в лимфоцитах крови и/или ДНК вируса в крови, ДНК вируса в слюне и моче, антитела к вирусу класса IgM и высокие значения титра антител класса IgG в крови. При HHV6-инфекции — ДНК вируса в крови, мазке с миндалин и слюне, антигены HHV6 в лимфоцитах крови, специфические антитела классов IgM и/или IgG выше диагностических значений в 2—4 раза.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Сравнительный анализ результатов клинико-лабораторного обследования 379 пациентов, госпитализированных в течение 2009—2016 гг. по поводу гриппа, осложненного пневмонией, показал, что наиболее тяжелые формы поражений легких статистически значимо чаще развиваются в первые три дня заболевания гриппом, обусловленного шифтово измененным возбудителем, у пациентов с наличием коморбидной патологии — хроническими заболеваниями сердца и сосудов (изолированно или в ассоциации с другими факторами). Выявлены различия основных характеристик пневмоний и закономерности цитокиновых реакций между выжившими и умершими пациентами с тяжелой формой гриппа.
Среди больных респираторно-синцитиальной вирусной инфекцией (РСВИ) чаще оказываются дети раннего возраста. Для РСВИ характерно поражение нижних дыхательных путей и развитие бронхообструктивного синдрома. Лабораторные показатели интоксикации (уровень CРБ, лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ), гематологический показатель интоксикации (ГПИ), метаболические нарушения и снижение сатурации кислорода ниже 93% позволяют прогнозировать развитие тяжелой формы и осложнений.
Проведено определение провоспалительных цитокинов сыворотки крови у 450 пациентов, в возрасте до 14 лет, с вирусными менингитами (ВМ) различной этиологии. При тяжелых формах ВМ установлено увеличение ИЛ-1b, ИЛ-6, ИЛ-8, ФНО-a и снижение концентрации ИЛ-2, ИНФ-a, ИНФ-g, по сравнению с уровнем соответствующих показателей при заболеваниях средней тяжести и нормы. Выявленные изменения цитокиновой регуляции сохранялись в периоде реконвалесценции, сопровождаясь стимуляцией ИНФ-a, ИНФ-g и супрессией ИЛ-2. У больных с затяжным течением ВМ установлено снижение ИЛ-8, ФНО-a, ИЛ-1b и увеличение ИНФ-a и ИНФ-g в сыворотке крови, что может свидетельствовать о замедленной регрессии воспалительного процесса. У больных с летальным исходом определялся достоверно более высокий уровень ИЛ-6, ИНФ-g в сравнении с аналогичными показателями тяжелой формы ВМ, но с благоприятным исходом. Установленные параметры содержания цитокинов в сыворотке крови могут использоваться в клинической практике для прогнозирования течения и исходов ВМ у детей.
Проведено сравнительное изучение эффективности различных схем первичной профилактики аллергопатологии у детей группы риска (24 пары "мать-дитя" — с перинатальной профилактикой, другие 24 — с постнатальной) и влияния оптимизации кишечной микробиоты на гистаминообразование кишечными штаммами. Установлены преимущества перинатальной иммунобиокоррекции, эффективнее повышающей уровень колонизационной резистентности кишечника, снижающей частоту развития (23% при перинатальной, 56% при постнатальной) и степень выраженности кожного аллергического процесса в первый год жизни (при перинатальной профилактике 100% — легкое течение, при постнатальной — 88% легкое, 12% — среднетяжелое течение). Перинатальная профилактика с использованием иммуномодулятора и синбиотика, содержащего штамм L. acidophilus NK-1 с определенной диаминооксидазной активностью, в большей степени способствует восстановлению представителей нормобиоты и снижению видового состава и количественного содержания кишечных микроорганизмов с высокой гистидиндекарбоксилазной активностью, что позитивно влияет на пул свободного гистамина у младенцев.
В работе представлены результаты иммунологического мониторинга 40 детей, больных ранним врожденным сифилисом в остром периоде заболевания и по окончании специфической терапии. Выявлено, что выраженность изменений со стороны иммунной системы зависит от клинической формы болезни и наиболее значима в группе детей с полисимптомным течением сифилитической инфекции. При этом большинство исследуемых иммунологических параметров после проведения специфической терапии у пациентов данной группы не восстанавливаются до контрольных значений, что можно расценивать как тяжелое, негладкое течение болезни. У младенцев с моносимптомной формой раннего врожденного сифилиса иммунологические показатели восстанавливаются частично, что свидетельствует о возможном затяжном течении процесса. В то же время у больных со скрытой формой заболевания иммунологические параметры восстанавливаются до контрольных значений, что позволяет говорить о благоприятном прогнозе.
Цель: изучить рацион питания и состав кишечной и влагалищной микробиоты беременных женщин и влияние на процесс становления кишечной микробиоты их детей. Материалы и методы: обследовано 45 пар беременных и их новорожденных детей. Из них 36 женщин с нарушением рациона питания (основная группа), а 9 — с адекватным питанием и клинически здоровых (группа контроля). Определен суточный рацион питания беременных с расчетом потребления белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов и энергетической ценности в сутки и состав кишечной микробиоты пар "мать-дитя". Результаты исследований: у большинства женщин основной группы были выявлены нарушения в характере питания: превышение потребления белков в 1,96 раза, жиров и углеводов — в 1,2 раза на фоне дефицита потребления витамина С и кальция. У 73,2% из них регистрировались дисбиотические изменения влагалища, у 67,5% — кишечника, у 57,5% — в двух биотопах одновременно. Заключение: несбалансированное и нерациональное питание беременных женщин, коррелируя с дисбиотическими изменениями их кишечной микробиоты, негативно воздействуют на процесс становления кишечной микробиоты их детей, программируя у них врожденное снижение колонизационной резистентности и метаболической активности кишечной микробиоты и риск развития аллергических, метаболических, инфекционных заболеваний.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Диагностика внутриутробного инфицирования, связанного с T. gondii, на сегодняшний день представляет собой задачу с неоднозначным решением для разных специалистов — гинекологов, акушеров, неонатологов, инфекционистов, реаниматологов. Данная проблема относится к междисциплинарной, и согласованное ее решение, диагностика и лечение данного заболевания на ранних этапах позволят уменьшить риск мертворождений, летальных исходов и тяжелых последствий. В статье отражены современные литературные данные о клинических особенностях течения токсоплазмоза в зависимости от генотипа токсоплазм, циркулирующих в мире. Особое значение уделено выбору методов пренатальной и постнатальной диагностики токсоплазмоза. Представлены данные последнего обзора (2017 г.) Американской Академии Педиатрии по диагностике, лечению и профилактике врожденного токсоплазмоза. На основании обобщенных литературных материалов выявлены основные клинические проявления токсоплазмоза. Представлены варианты инфицирования плода, развитие врожденного токсоплазмоза. Основными препаратами для лечения токсоплазмоза являются триметоприм + сульфаметоксазол (Бисептол) и спирамицин (Ровамицин).
ВОПРОСЫ ТЕРАПИИ
Рассмотрены различные нарушения в системе интерферонов (ИФН) — интерферонопатии. Приводится разработанная автором классификация интерферонопатий. Охарактеризованы клинические особенности интерферонопатии I типа, ассоциированной с гиперпродукцией интерферона альфа — редкие генетические болезни Менделя, некоторые аутоиммунные заболевания, синдром иммунной дисрегуляции. Описаны разрабатываемые методы интерферонкорректирующей терапии. Таргетная терапия интерферонопатий I типа, направлена на блокирование гиперпродукции ИФНa. Наиболее часто встречаются интерферонопатии по типу дефицита ИФН: врожденные или приобретенные дефициты ИФНa/b и ИФНg у детей и взрослых, ассоциированные с нетипично протекающими вирусными или микобактериальными инфекциями. Пациентам с врожденным дефицитом ИФНa показана заместительная интерферонотерапия. При приобретенном дефиците ИФНa проводится дифференцированная интерферонкорригирующая терапия. Для проведения заместительной и интерферонкорригирующей терапии с хорошей клинической эффективностью используется безопасный, не имеющий побочных эффектов рекомбинантный человеческий ИФНa2b в комбинации с антиоксидантами — ВИФЕРОНR.
В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
С целью разработки оздоровительных мероприятий по профилактике инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), проведено комплексное социально-гигиеническое исследование различных групп подростков и молодежи. Проанализированы анкеты по следующим основным параметрам: социально-личностные характеристики, уровень информированности о половых отношениях и об ИППП. При обследовании выделены две группы: 1 группа (основная) — подростки с ИППП, 2 группа (сравнения) — практически здоровые подростки. Первую информацию о существовании сексуальных отношений 48,7% подростков из основной группы получили от старших друзей и сверстников. Среди подростков из группы сравнения14% имели сексуальный контакт. Любящих свою семью и желающих, чтобы их будущая семья была бы похожа на родительскую, было достоверно больше (в 9 раз) в группе сравнения, чем в основной (20,0% против 2,2%, р < 0,0001). Информацией об ИППП, путях передачи, осложнениях, профилактике обладают 39,7% больных ИППП, и только 18,7% — из группы сравнения. Настораживает, что 48,6% подростков группы сравнения, не болевших ИППП, указали, что при заболевании обратились бы к знакомым, друзьям. Это указывает на то, что процент предрасположенных к самолечению очень высок. Таким образом, существует ряд объективных причин формирования низкого нравственно-культурного уровня: воспитание в неполных и неблагополучных семьях, незанятость учебой и работой, низкий уровень информированности об ИППП и сомнительные источники получения знаний по этой проблеме.
Работа посвящена оценке качества жизни подростков, больных различными формами туберкулезной инфекции. При помощи опросника Pediatric Quality of Life Inventory — PedsQL проведена оценка качества жизни 60 подростков в возрасте 13—17 лет. Опрос родителей проводился отдельно. Проводился анализ исходного уровня качества жизни (до начала курса лечения). У подростков 13—17 лет субъективные оценки клинического состояния и его влияния на все виды жизнедеятельности более пессимистичны и эмоционально ограничены. Показатели качества жизни по различным шкалам функционирования, выставленные родителями, были выше, чем выставленные самими подростками (p < 0,001). Выявленные закономерности свидетельствуют о необходимости проведения лечебно-оздоровительных, медико-социальных, клинико-реабилитационных мероприятий и психосоциальной коррекции с учетом возрастных особенностей подростков, их субъективного состояния и функционирования в условиях стационара.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
Ротавирусная инфекция проявляется, в ряде случаев, не только поражением желудочно-кишечного тракта, но и вовлечением в патологический процесс других органов и систем. Представлен клинический случай ротавирусного менингита у девочки четырех лет, подтвержденный выявлением РНК вируса в ликворе методом ПЦР, при одновременном обнаружении вируса в кале методом ИФА.
В статье приводится описание клинического случая инфантильного миофиброматоза у новорожденного ребенка. Инфантильный миофиброматоз — редко встречающаяся мезенхимальная опухоль мягких тканей головы, конечности, туловища у детей, обладающая местным инфильтративным ростом без метастазов. В ходе обследования данного пациента были диагностированы множественные миофибромы, имевшие тенденцию к росту в сочетании с активной герпесвирусной инфекцией. В данном случае не исключается влияние смешанной герпетической инфекции на рост миофибром, так как на фоне противовирусного лечения была получена положительная динамика с уменьшением количества и размеров новообразований.
ISSN 2618-8139 (Online)