Preview

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ

Расширенный поиск

ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ГЕПАТИТ У ДЕТЕЙ

https://doi.org/10.22627/2072-8107-2017-16-1-42-51

Полный текст:

Аннотация

В группе токсических поражений  печени важное место принадлежит лекарственным гепатитам. Среди пациентов с гепатитом, лекарственная болезнь печени встречается в 0,7—1,4% случаев, а при наличии желтухи  — в 5%. Представленные  данные продемонстрированы описанием семейного случая развития у родных сестер 9,5 и 4,5 лет жизни острого лекарственного гепатита, вызванного ибупрофеном в суточной дозе 32 мг/кг (суммарной 3,2  г) и 25 мг/кг (суммарной 2 г) соответственно. Гепатит развился на фоне реконвалесценции после острой респираторной инфекции. Выявлена слабость, тошнота, рвота, желтушность кожи и склер, кожный зуд, многократное повышение уровня сывороточных трансаминаз и маркеров холестаза. Были исключены вирусные  гепатиты и некоторые наследственные заболевания печени. Лекарственное поражение печени носило смешанный характер: гепатоцеллюлярное (цитотоксическое) и холестатическое. Своевременное назначение терапии (дезинтоксикация, глюкокортикостероиды, урсодезоксихолевая кислота (Урсосан) привело к регрессу клинических симптомов заболевания и положительной динамике лабораторных показателей.

Об авторах

О. В. Молочкова
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Россия

Молочкова Оксана Вадимовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней у детей.

 

Москва, ДГКБ №9; 7(499)256-60-26; ci-journal@mail.ru



О. Б. Ковалев
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова; Детская городская клиническая больница №9 имени Г. Н. Сперанского
Россия

Москва



В. Ф. Учайкин
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Россия

Москва



В. А. Конев
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Россия

Москва



Ю. С. Снеткова
Детская городская клиническая больница №9 имени Г. Н. Сперанского
Россия

Москва



Список литературы

1. Шульпекова Ю.О. Лекарственные поражения печени // Consilium medicum. 2006; 8(7):5—6. Shulpekova Yu.O. [Medicinal lesions of the liver] // Consilium Medicum. 2006; 8 (7): 5—6. (In Russ.)

2. Aithal P.G., Day C.P. [The natural history of histologically proved drug induced liver disease] // Gut. 1999; 44: 731—735.

3. Navarro V.J.,Senior J.R. [Drug-RelatedHepatotoxicity] // N Engl J Med .2006; 354: 731—9.

4. Постников С.С., Грацианская А.Н., Костылева М.Н., Татаринов П.А. Лекарственные болезни печени // Педиатрия. 2012; 91(4): 126—131. Postnikov S.S., Gratsianska A.N., Kostyleva M.N., Tatarinov P.A. [Drug-induced diseases of the liver] // Pediatrics. 2012; 91(4): 126—131. (In Russ.)

5. Инструкция к препарату Нурофен для детей. http://www.rlsnet.ru/tn_index_id_9583.htm The Instruction on Nurofen for children. http://www.rlsnet.ru/tn_index_id_9583.htm (In Russ.)

6. Запруднов А.М., Григорьев К.И., Мазанкова Л.Н., Харитонова Л.А. Эффективность и безопасность применения препарата Нурофен для детей // Детский доктор. 2001; 2: 23—25. Zaprudnov A.M., Grigoriev K.I., Mazankova L.N., Kharitonova L.A. [Efficacy and safety of Nurofen for children] // Children's Doctor. 2001; 2: 23—25. (In Russ.)

7. Евсеев М.А. Гепато– и гастротоксичность нестероидных противовоспалительных препаратов: возможные точки пересечения // РМЖ. 2007; 26: 20—29. Evseev M.A. [Hepato and gastrotoxicity of non-steroidal anti-inflammatory drugs: possible points of intersection] // Russian Medical Journal. 2007; 26: 20—29. (In Russ.)

8. O’Connor N., Dargan P.I., Jones A.L. [Hepatocellular damage from non–steroidal anti–inflammatory drugs] // Q J Med, 2003; 96: 787—791.

9. Traversa G., Bianchi C., DaCas R. [Cohort study of hepatotoxicity associated with nimesulide and other non–steroidal anti–inflammatory drugs] // BMJ, 2003; 327: 18—22.

10. Borel I., Hedelius F., Baumgartner C. et al. [Severe acute hepatitis associated with ibuprofen treatment] // Gastroenterol. Clin. Biol. 2001; 25(4): 430—432.

11. Rodriguez–Gonzalez F.J., Montero J.L., Puente J. et al. [Orthotopic liver transplantation after subacute liver failure induced by therapeutic doses of ibuprofen] // Am J Gastroenterol 2002; 97: 2476–7.

12. Merlani G., Fox M., Oehen H.P., Cathomas G., Renner E.L., Fattinger K., Schneeman M., Kullak–Ublick G.A. [Fatal hepatotoxicity secondary to nimesulide] // Eur J Clin Pharmacol. 2001; 57: 321—6.

13. Mc Cormick P.A., Kennedy F., Curry M. [COX 2 inhibitor and fulminant hepatic failure] // Lancet, 1999; 353: 40—1.

14. Bort R., Ponsoda X., Jover R., et al. [Diclofenac toxicity to hepatocytes: a role for drug metabolism in cell toxicity] // J Pharmacol Exp Ther. 1999; 288: 65—72.

15. Рейзис А.Р., Матанина Н.В., Никитина Т.С., Дрондина А.К., Ананьева Н.П., Иванчатенко Г.Н., Загузова Л.И., Федосеев М.А. Применение препаратов урсодеоксихолевой кислоты (урсосана) в лечении острых и хронических вирусных гепатитов (Информационное письмо). — М.: Федеральное государственное учреждение науки «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Роспотребнадзора», Рекламно-издательская группа «МегаПро», 2006. www.megapro.ru Reisis A.R., Matanina N.V., Nikitina T.S., Drondina A.K., Ananyeva N.P., Ivanchatenko G.N., Zaguzova L.I., Fedoseev M.A. [The use of drugs ursodeoxycholic acid (ursosana) in the treatment of acute and chronic viral hepatitis] (Information mail). — M: Federal State Institution of Science «Central Research Institute of Epidemiology of Rospotrebnadzor», Advertising and Publishing Group «MegaPro», 2006. www.megapro.ru (In Russ.)

16. Учайкин В.Ф., Молочкова О.В., Писарев А.Г., Чередниченко Т.В., Чаплыгина Г.В. Холестаз при острых и хронических вирусных гепатитах // Детские инфекции. 2014; 13(3): 51—54. Uchaykin V.F., Molochkova O.V., Pisarev A.G., Cherednichenko T.V., Chaplygina G.V. [Cholestasis in acute and chronic viral hepatitis] // Children's Infections. 2014; 13(3): 51—54. (In Russ.)

17. Navau R.M., Neuman M.G. [Ibuprofen-induced hypersensitivity syndrome] // Transl. Res. 2010; 155(6): 275—293.

18. Bennett W.E., Turmelle Y.P., Shepherd R.W. [Ibuprofen-induced liver injury in an adolescent athlete] // Clin. Pediatr. (Phila). 2009; 48(1): 84—86.

19. Navau R.M., Neuman M.G. [Ibuprofen-induced hypersensitivity syndrome] // Transl. Res. 2010; 155(6): 275—293.

20. Taghian M., Tran T.A., Menget A et al. [Acute vanishing bile duct syndrome after ibuprofen therapy in a child] // J. Pediatr. 2004; 145(2): 273—276.

21. Elkrief L., Chryssostalis A., Moachon L. et al. [Severe cholestatic hepatitis associated with Stevens-Johnson syndrome after taking ibuprofen] // Gastroenterol. Clinic. Biol. 2007; 31(11): 1043—1045.


Для цитирования:


Молочкова О.В., Ковалев О.Б., Учайкин В.Ф., Конев В.А., Снеткова Ю.С. ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ГЕПАТИТ У ДЕТЕЙ. ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ. 2017;16(1):42-51. https://doi.org/10.22627/2072-8107-2017-16-1-42-51

For citation:


Molochkova O.V., Kovalev O.B., Uchaykin V.F., Konev V.A., Snetkova Y.S. THE DRUG-INDUCED HEPATITIS IN CHILDREN. CHILDREN INFECTIONS. 2017;16(1):42-51. (In Russ.) https://doi.org/10.22627/2072-8107-2017-16-1-42-51

Просмотров: 784


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-8107 (Print)
ISSN 2618-8139 (Online)