ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель: изучить особенности элементного состава у детей школьного возраста с аскаридозом и сопоставить их с клиническими проявлениями инвазии.
Материалы и методы: обследовано 43 ребенка в возрасте от 7 до 18 лет с аскаридозом (копроовоскопическая диагностика проводилась методом толстого мазка по Като двукратно с интервалом 3 дня и методом флотации по Калантарян): І подгруппа — дети младшего школьного возраста — 15 человек, II подгруппа — дети старшего школьного возраста — 28 человек. Контрольную группу составили 32 относительно здоровых школьника. Определялось содержание 19 химических элементов (Ca, Zn, K, I, Cu, Se, Fe, Mn, Cr, S, Br, Cl, Co, Ni, Mo, Sr, Ba, Pb, Cd) в волосах детей.
Результаты: Установлено низкое содержание Zn, Cu, I, Se, Fe и Se, Br, Co, Ni, а также повышение токсичных Pb и Cd в волосах младших школьников с аскариозом. У инвазированных старших школьников установлен достоверно сниженный уровень Ca, Zn, Cu, Fe и Br, Ni, Mo, а также повышенный уровень Ba, Pb, Cd.
Выводы: Дисбаланс микро- и макроэлементов при кишечной стадии аскаридоза у детей является важным патогенетическим звеном в формировании основных клинических синдромов у детей. Восполнение микроэлементного дисбаланса на этапе лечения и реабилитации детей с аскаридозом является патогенетически обоснованным и способствует скорейшему восстановлению всех нарушенных функций макроорганизма.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ВОПРОСЫ ТЕРАПИИ
Цель исследования — оценка эффективности лечения генерализованной цитомегаловирусной инфекции (ЦМВИ) у детей грудного возраста комбинацией ганцикловира и препарата ВИФЕРОН®.
Материалы и методы. Пролечено 52 ребенка первых месяцев жизни с генерализованной ЦМВИ. Пациенты распределены на 3группы: в 1-ю вошли 25 детей, получавших ганцикловир в течение 14—21 дня, затем — ИФН-α-2b в комплексе с антиоксидантами витаминами Е и С (ВИФЕРОН®); 2-ю группу составили 17 пациентов, получавших только ганцикловир; в 3-ю группу включили 10 детей, у которых применяли только симптоматическое лечение ЦМВИ: гепатопротекторы, антибиотики широкого спектра действия (цефтриаксон, ампициллины) в возрастных дозировках. Терапию проводили под контролем вирусной нагрузки в сыворотке крови на 14-й и 21-й день от начала лечения. Пациентам 1-й группы при уменьшении клинических проявлений ЦМВИ и снижении вирусной нагрузки до 10 4—103 копий/мл на 14—21-й день назначали ректальные суппозитории ИФН-α-2b (ВИФЕРОН®) 150 000 МЕ по оригинальной схеме.
Результаты. В 1-й группе у всех детей в течение 3—6 мес. происходила элиминация вируса из крови и ликвора. Рецидива ЦМВИ не отмечалось. У детей 2-й группы наблюдалось снижение вирусной нагрузки, но элиминации вируса из крови, ликвора не происходило. У больных 3-й группы вирусная нагрузка оставалась на том же уровне, а у 1 пациента увеличилась на 102 копий/мл.
Заключение. Сочетанное использование комбинированной противовирусной терапии ганцикловиром и ИФН-α-2b в комплексе с антиоксидантами витаминами Е и С (ВИФЕРОН®) способствует элиминации вируса из крови и ликвора, переводу и удержанию его в неактивном состоянии, что предотвращает развитие осложнений. Предлагаемый способ лечения ЦМВИ может успешно использоваться в стационарных и в амбулаторных условиях.
В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
Цель исследования. Проанализировать клинические и эпидемиологические аспекты течения энтеробиоза у детей школьного возраста в Астраханской области.
Материалы и методы. Под наблюдением находилось 164 ребенка в возрасте от 9 месяцев до 17 лет, из которых 49,4 ± 3,9% составляли дети в возрасте от 7 до 17 лет.
Результаты исследования. Энтеробиоз выявлялся у детей в основном при прохождении ими плановых медицинских осмотров — 54,3 ± 5,5% (44 ребенка). В единичных случаях энтеробиоз был диагностирован у двух контактных по энтеробиозу детей — 2,5 ± 1,7%. Другая часть детей обращалась непосредственно к врачу-инфекционисту с жалобами — 43,2 ± 5,5% (35 человек), чаще это был зуд в перианальной области, возникающий в вечернее или ночное время суток — 43,2 ± 5,5% от всех обследуемых детей (35 человек); также 22,2 ± 4,6% (18 детей) отмечали нарушение сна (беспокойный сон) и тошноту — 12,3 ± 3,6% (10 детей). При выявлении энтеробиоза во время медицинских осмотров и у контактных — клинические жалобы заболевания отсутствовали — 56,8 ± 5,5% (46 детей).
Клинический диагноз «Энтеробиоз» был выставлен всем детям на основании лабораторного исследования — соскоба с перианальных складок в утренние часы после пробуждения. Всем инвазированным острицами детям назначался курс химиотерапии различными противопаразитарными препаратами: альбендазол, пирантел (в виде эмбоата) и мебендазол (Вермокс, Gedeon Richter, Венгрия). После приема препаратов в 95,1 ± 2,4% (77 детей) наступало полное выздоровление, в 3,7 ± 2,1% (3 ребенка) отмечалось улучшение состояния и только в 1,2 ± 1,2% (1 ребенок) — изменений в состоянии не наблюдалось. Выводы. Наличие вредных привычек, таких как онихофагия и несоблюдение правил личной гигиены послужили основной причиной заболевания детей энтеробиозом. Наиболее частыми клиническими симптомами при энтеробиозе являлись: зуд в области перианальных складок, возникающий в вечернее и ночное время, а также беспокойный сон.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
Синдром Эйди, редкое осложнение ветряной оспы, наблюдается, главным образом, у девочек до 6 лет через неделю после появления высыпаний.
Цель: представить клинический случай пациента с синдромом Эйди как осложнения ветряной оспы.
Материалы и методы: наблюдалась 8-летняя девочка, госпитализированная в Инфекционную больницу г. Варны, Болгария, по поводу пустулёзной формы ветряной оспы, осложнённой анизокорией. Использованы клинико-эпидемиологические и документальные методы. Все исследования проведены в соответствующих структурных звеньях стационара. Проанализированы данные по вышеупомянутой проблематике, доступные в международной периодической литературе.
Результаты: на 9-ый день с момента появления сыпи были установлены клинические признаки синдрома Эйди: левосторонний мидриаз, паралич аккомодации и замедленная реакция зрачков на свет.
Заключение: синдром Эйди — редкое осложнение ветряной оспы, проявляющее тенденцию к саморазрешению в течение одного года, но при ранней постановке диагноза и адекватном лечении нормализация зрительной функции наступает гораздо раньше.
МАТЕРИАЛЫ КОНГРЕССА
ЮБИЛЕЙ
ISSN 2618-8139 (Online)