ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель: изучить причины развития летальных исходов у пациентов с генерализованными формами менингококковой инфекции (ГФМИ). Материалы и методы: представлен ретроспективный анализ историй болезни и результатов патологоанатомического исследования 10 детей с ГФМИ, умерших в реанимационном отделении инфекционного стационара КГБУЗ «КМДКБ №1» г. Красноярска за период 2012-2022. Результаты. Важнейшим фактором риска развития неблагоприятного исхода ГФМИ является возраст, 90% умерших составляли дети первых трех лет жизни. Ведущей клинической формой МИ являлась менингококцемия (80 ± 12,6%) с развитием септического шока (80 ± 12,6%), ДВС-синдрома (60 ± 15,5%), острой надпочечниковой недостаточности (90 ± 9,5%). Несмотря на своевременное обращение родителей за медицинской помощью, только 30 ± 14,5% (4/10) больных госпитализированы в стационар после первого обращения, большая часть детей госпитализирована в стационар после 3—4 вызовов с ошибочным диагнозом (50 ± 15,8%), недооценкой тяжести состояния и степени септического шока, без оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе (60 ± 15,5%), что способствовало развитию трагического исхода.
Цель: установить клинико-лабораторные особенности парвовирусной В19 инфекции (ПВИ) у детей на современном этапе.
Материалы и методы: на базе ФГБУ ДНКЦИБ ФМБА России проведен ретроспективный анализ карт стационарного больного с 01.01.2023 по 01.07.2023. В исследование включен 101 ребенок в возрасте от 1 месяца до 17 лет включительно с подтвержденной ПВИ (выявление в крови методом иммуноферментного анализа (ИФА) специфических IgM и/или ДНК вируса методом полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Результаты: большинство случаев ПВИ отмечали с апреля по июнь (76%). Дети поступали в стационар преимущественно на ранних сроках заболевания (4,4 ± 0,4 день). В возрастной структуре доминировали дети школьного возраста (64%), пациенты раннего и дошкольного возраста госпитализировались с одинаковой частотой (16% и 17% соответственно). Дети первого года жизни поступали в единичных случаях (3%). ПВИ протекала в легкой и среднетяжелой форме у 97% пациентов. У 88% детей отмечали лихорадку различной степени выраженности. Основными клиническими проявлениями были ринит (68%) и экзантема (92%). Наиболее часто выделяли пятнистую (39%), пятнисто-папулезную (33%) и геморрагическую сыпи (20%). Часто описываемый в литературных источниках «кружевной» характер сыпи был выявлен у 8% пациентов. Характерный для ПВИ симптом «пощечины» регистрировали лишь у 40% детей. В клиническом анализе крови значимых изменений эритроидного ростка и сдвигов в лейкоцитарной формуле установлено не было. При оценке результатов этиологического обследования было выявлено, что в первые 3 дня заболевания наибольшая доля положительных результатов приходится на ПЦР, обеспечивающую расшифровку в 97% случаев. В динамике значимость данного метода снижалась, и к 8 дню заболевания наиболее информативно было серологическое исследование — ИФА с определением специфических антител класса IgМ и IgG. У 35% детей диагноз подтверждали с помощью комплекса методов, причем антитела классов IgМ и IgG выявляли наряду с ДНК парвовируса. Определение специфических IgG на 4,5 ± 0,7 день болезни в 34% случаев не позволяет исключить реактивацию персистирующей ПВИ, что подтверждает актуальность дальнейших исследований.
Коклюш является одним из распространенных заболеваний у детей раннего возраста во всем мире. В 2023 году показатель заболеваемости коклюшем детей первого года жизни вырос по сравнению с прошлым годом в 13,8 раз, у детей в возрасте от 1 года до 2 лет составив 159,7 на 100 тыс. нас. данного возраста. Цель: оценка особенностей течения коклюша у детей первых трех лет жизни. Материалы и методы: проведен ретроспективный анализ 199 медицинских историй болезни детей, госпитализированных в СПб ГБУЗ ДГКБ №5 им. Н. Ф. Филатова в период с 2019—2024 г. Результаты. Чаще госпитализации требуют дети первых 6 месяцев жизни. Иммунизация против коклюша практически во всех случаях отсутствовала. Как правило, источником инфекции являлись старшие дети в семье и родители. Предсудорожный период чаще составлял 4—6 дней. Большинство детей (89%) поступало в стационар в конце первой — начале второй недели судорожного периода. В 81% случаев заболевание протекало в средней степени тяжести, в тяжелой — 19%. Нарушение ритма дыхания отмечалось у 29% больных. Коклюш чаще осложнялся обструктивным бронхитом, пневмония регистрировалась в 9% случаев, острый бронхиолит (2,5%) преимущественно у детей первых 6 месяцев жизни. Заболевание протекало на фоне ППЦНС в 13% случаев, атопического дерматита — 10%, ИМВП в 3,5%, у четырех пациентов на фоне приобретенной ЦМВИ. Из сопутствующей патологии чаще выявлялись ОРВИ. Диагноз подтверждался методом ПЦР. Заключение: сохранение высоких показателей заболеваемости детского населения и тяжесть течения у детей раннего возраста обуславливает необходимость достижения высокого процента охвата детского населения специфической профилактикой.
С начала XXI века в мире растет количество международных поездок. В России расширяется выездной и внутренний туризм. Во время поездки существуют различного рода риски для здоровья путешественника, особенно для детей. К таким рискам относятся инфекционные болезни, среди которых у детей на первом месте стоят кишечные инфекции. В связи с этим актуально изучение особенностей эпидемиологии и клинического течения кишечных инфекций в детском возрасте у пациентов, вернувшихся из путешествия. Цель — анализ клинико-эпидемиологических характеристик завозных кишечных инфекций у детей, выезжавших в другие страны, а также вернувшихся из регионов России. Материалы и методы. Одноцентровое проспективное исследование с помощью анкетирования и клинического наблюдения проводилось с июня по сентябрь 2022 г в детском инфекционном стационаре ММКЦ «Коммунарка». Проведен анализ данных 128 путешественников, заболевших во время или после поездки, госпитализированных в ММКЦ «Коммунарка». Выделены 2 группы пациентов — выезжавшие по России и в другие страны. Проанализированы клинические и эпидемиологические особенности их заболеваний, вакцинальный статус. Результаты. Возраст анализируемых детей варьировал от 1 месяца до 17 лет, распределение по полу было равномерным. Среди регионов выезда чаще всего встречались Краснодарский край и Средиземноморское побережье Турции. Различий по продолжительности поездки не было, медиана составила 10 дней. В группе путешествующих по России основной целью было посещение родственников и друзей, при этом туристы проживали преимущественно в частном секторе. В случае выезда за рубеж превалирующей целью был туризм с проживанием в отеле или частном секторе в равных долях. Завозные кишечные инфекции чаще всего протекали с симптоматикой гастроэнтерита, оценивались по CDS в 5 баллов, в этиологической структуре преобладал ротавирус.
Представлены результаты проспективного исследования больных с инфекционным мононуклеозом (ИМ), госпитализированных в ГКИБ №1 г. Ташкента. Целью явилось изучение этиологии гнойно-воспалительного процесса в ротоглотке при ИМ, а также определение некоторых факторов риска, приводящих к его развитию. Материалы и методы. Всем 120-ти больным в возрасте до 18 лет с ИМ проведен анализ клинических и лабораторных показателей, а также бактериологическое исследование мазка со слизистых оболочек миндалин. Результаты. У обследованных больных в 100% случаях выявлены симптомы интоксикации, повышение температуры тела ≥ 38℃, головные боли, увеличение и болезненность всех групп шейных лимфатических узлов, боли в горле при глотании, затрудненное носовое дыхание. При этом, у 100% больных отмечались изменения слизистых в виде гиперемии и гипертрофии небных миндалин с гнойными или творожистыми наложениями серо-желтого цвета (48,3%), а в остальных случаях на гиперемированных и гипертрофированных миндалинах отмечались катаральные проявления в виде слизистых легко снимающихся наложений (51,7%). Патогенная микрофлора выделена в 58/48,3% случаях, при этом Staphylococcus aureus выделен в 26/21,7% случаях, Streptococcus pyogenes — в 12/10,0% случаях. Также выделена Candida albicans в 13/10,8% случаях и в 7/5,8% случаях была выявлена бактериально-грибковая ассоциация, что показывает роль данных возбудителей в развитии гнойно-воспалительных проявлений в ротоглотке больных с ИМ. У больных ИМ с положительным результатом бактериологического исследования (n = 58) в анамнезе в 17/29,3% случаях отмечалась анемия различной степени тяжести, в 18/31,1% случаях частые респираторные инфекции, в 23/39,6% случаях — хронические заболевания ЛОР-органов (хронический тонзиллит, синусит, отит), в 6/10,3% случаях — хронический бронхит, что было достоверно чаще по сравнению с больными с отрицательным результатом бактериологического исследования.
Цель исследования: изучение особенностей физического развития у 174 детей с детским церебральным параличом (ДЦП) с применением различных оценочных шкал (специализированные центильные таблицы, международные стандарты ВОЗ, а также региональные таблицы). Результаты. При оценке по региональным стандартам дефицит массы тела отмечался чаще (29,9%), чем по специализированным стандартам — только 20,7% (n = 36). По эталонам ВОЗ чаще (12,6%) регистрировался избыток массы. Низкий рост отмечен у 20,7% детей (n = 36) по нормам ВОЗ (SDS < –2), из них практически у четверти (22,2%) — нанизм (SDS < –3). При оценке по специализированным стандартам 11,5% детей имели значительное снижение массы тела и входили в так называемую «красную зону». В группе пациентов с умеренными двигательными нарушениями (Gross Motor Function Classification System – система классификации больших моторных функций) GMFCS 1—2) доля детей с низким весом была практически одинакова при оценке по стандартам ВОЗ (23,9%) и специализированным таблицам (22,4%) (p > 0,05). Однако, при выраженных нарушениях моторики количество случаев дефицита массы тела при применении стандартов ВОЗ увеличивалось.
В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
Норовирусная инфекция (НВИ) занимает второе место в структуре кишечных инфекций вирусной этиологии у детей, является главной причиной вспышек во всех возрастных категориях и обеспечивает до 50—90% групповых случаев. Заболеваемость НВИ на территории Российской Федерации и Ярославской области сохраняется на достаточно высоком уровне. Цель исследования: проанализировать клинико-лабораторные особенности норовирусной инфекции у детей. Материалы и методы: в статье приведены литературные данные о значимости проблемы НВИ у детей на современном этапе и результаты собственных наблюдений 1332 детей, госпитализированных в ГБУЗ ЯО «Инфекционная клиническая больница» в период с 2017 по 2022 годы. Результаты: в возрастной структуре заболевших преобладали дети первых трёх лет жизни (59,0%); детей до 1 года было 10,3%. Отмечен рост числа тяжелых форм НВИ. Тяжесть обусловлена токсикозами с эксикозами. В последние годы НВИ протекает в сочетании с другими возбудителями кишечных инфекций, а также с респираторными вирусами, что утяжеляет течение основного заболевания, создавая важную практическую значимость проблемы.
Энтеропатогенный эшерихиоз (ЕРЕС) до настоящего времени остается одной из частых причин развития гастроинтестинальной патологии у детей раннего возраста и в зависимости от серовара ЕРЕС может протекать тяжело с развитием неотложных состояний, угрожающих жизни больного.
Цель: установить клинические особенности энтеропатогенного эшерихиоза у детей раннего возраста, в зависимости от степени тяжести заболевания.
Методы исследования: проведен анализ клинических и лабораторных данных 105 случаев ЕРЕС у детей раннего возраста, лечившихся в ГБУЗ «Областная инфекционная клиническая больница им. А.М. Ничоги» г. Астрахань в течение 2013—2023 гг.
Результаты: Установлено, что заболевание чаще вызывалось сероварами ЕРЕС О111 (59%), О55 (32,4%). Легкие и среднетяжелые формы ЕРЕС составляли 74,3%. Для тяжелых форм ЕРЕС (25,7%) характерны: острое начало; фебрильная лихорадка у 66,7% больных в течение 7,9 ± 0,4 дней; многократная рвота (91,3%); диарея в течение 9,9 ± 1,8 дней с частотой стула более 10 раз в сутки (59,3%) обильного, водянистого характера (96,3%); обезвоживание II—III степени (88,9%); наличие дисбиоза кишечника (96%). У 45,7% детей ЕРЕС протекал в среднетяжелой форме, для которой были характерны субфебрильная лихорадка (93,7%) в течение 5,8 ± 0,9 дней; рвота в течении 2—3 дней (85,4%); диарея водянистого характера до 10 раз в сутки (68,7%) продолжительностью 5,9 ± 0,8 дней; обезвоживание I—II степени (85,4%); дисбиоз кишечника (52%). Отличием легких форм ЕРЕС (28,6%) являлись: отсутствие лихорадки (70%), рвоты (60%), обезвоживания (100%), наличие дисбиоза кишечника только у 16% детей. Характер лихорадки, частота рвоты, в начале заболевания и в последующем, позволяет судить о тяжести болезни, возможной ее продолжительности, эффективности лечения. Повышение температуры тела до фебрильных цифр, на 2—4-й день болезни, свидетельствует о развитии тяжелой формы ЕРЕС.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Врожденные вирусные инфекции — одна из актуальных проблем современной неонатологии. Виремия, как одна из стадий инфекционного процесса, обуславливает антенатальное гематогенное инфицирование плода с высоким риском поражения различных органов и систем. Наиболее частыми проявлениями врожденных вирусных инфекций являются: задержка внутриутробного развития (ЗВУР), микро- или макроцефалия, гидроцефалия, гепатоспленомегалия, пневмония, костные поражения, экзантема и гематологические отклонения. Несмотря на неспецифичность клинических проявлений, выявление этиологического фактора нередко является необходимым этапом для определения дальнейшей тактики ведения новорожденного. Материалы и методы: проведен обзор наиболее актуальной отечественной и зарубежной литературы о вирусе лимфоцитарного хориоменингита (ЛХМВ) и вирусе Зика. Результаты: врожденные инфекции, обусловленные ЛХМВ и вирусом Зика, обладают сходными клиническими проявлениями. Лабораторные и инструментальные методы исследования позволяют провести дифференциальную диагностику, определить прогноз и тактику ведения пациента.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
Актуальность проблемы висцеральной (печеночно-селезеночной) формы бартонеллеза у детей обусловлена тем, что заболевание является одной из причин развития т.н. «лихорадки неясного генеза», проявляется образованием очаговых поражений во внутренних органах и требует проведения антибактериальной терапии. Целью работы является изучение имеющихся в литературе данных, касающихся висцеральной (печеночно-селезеночной) формы бартонеллеза, и демонстрация собственных клинических случаев. Материалы и методы: проведен обзор отечественной и зарубежной литературы за последние 10 лет, в том числе, Интернет-ресурсов и приведены собственные клинические наблюдения за детьми с висцеральной (печеночно-селезеночной) формой бартонеллеза. Заключение. Висцеральная (печеночно-селезеночная) форма бартонеллеза у детей протекает с фебрильной лихорадкой, ускорением СОЭ, повышением уровня С-реактивного белка, визуализацией множественных очагов в печени, селезенке, возможно поражение легких, почек. Лечение проводится антибиотиками; обычно комбинацией различных препаратов.
Цель: Изучить особенности хронического гепатита С у больного 17 лет с метаболическим синдромом. Результаты: В статье представлен клинический пример течения хронического гепатита С (ХГС) у больного 17 лет с метаболическим синдромом. Заболел в возрасте 13 лет, наблюдался у врача инфекциониста. Противовирусная терапия не назначалась. Проведено полное обследование с оценкой лабораторных данных. Была сопоставлена биохимическая активность, выраженность фибротических изменений печени и признаки метаболического синдрома (МС). Для оценки компонентного состава тела проведен биоимпедансный анализ. Дополнительно с целью выявления ассоциативных связей между полиморфизмом генов и компонентами МС исследован генетический профиль пациента и его родителей. Заключение: Пациенту с генетическими предикторами метаболического синдрома необходимо раннее назначение противовирусной терапии хронического гепатита С.
Цель: демонстрация клинического случая заболевания коклюшем, ассоциированным с риновирусной и парагриппозной инфекциям с неблагоприятным исходом у ребенка 2 месяцев жизни. Результаты. Болезнь у младенца началась остро с развития катарального синдрома в виде умеренно выраженного серозно-слизистого отделяемого из носа, редкого подкашливания, присоединения синдрома интоксикации (повышение температура тела до 39°С) и нарастания к 5 дню от начала заболевания приступообразного кашля до 20 раз в сутки, явлений дыхательной недостаточности. На основании клинико-лабораторных данных выставлен диагноз: Коклюш, вызванный Bordetella pertussis. Типичный. Тяжелой степени тяжести. ПЦР подтвержденный. Сопутствующий диагноз: Вирусная инфекция смешанной этиологии (Parainfluenza virus 2 типа, Human Rhinovirus). ПЦР подтвержденная. Осложнения: Внебольничная двусторонняя полисегментарная пневмония. Тяжелой степени тяжести. ДН III степени. Отмечалось неблагоприятное течение заболевания с развитием инфекционно-токсического шока, ДВС-синдрома и полиорганной недостаточности, что привело к летальному исходу на 12 день от начала заболевания. Данный случай убедительно показывает, что сочетание коклюша с респираторными патогенами является ведущим фактором, определяющим осложненное течение и неблагоприятный исход заболевания.
Инфекционный мононуклеоз (ИМ) — актуальная проблема педиатрической практики, имеющая тенденцию к росту заболеваемости в РФ и других странах. Вовлечение в иммунное воспаление печени при инфекционном мононуклеозе, сопровождающееся её увеличением, появлением желтухи и повышением активности трансаминаз, встречается с частотой 17—90% случаев и зависит от тяжести ИМ, в то время как нейроинфекции Эпштейна-Барр-вирусной этиологии, осложняющие ИМ, встречаются не более, чем у 5% пациентов. В данной статье представлен клинический случай инфекционного мононуклеоза с поражением печени и возникновением раннего осложнения — невропатии правого лицевого нерва у ребенка 15 лет.
ISSN 2618-8139 (Online)